Артистизм — это харизматичность, раскованность на публике и умение убедительно и виртуозно выражать свои мысли и эмоции с помощью слов и мимики. Считается, что подобные качества жизненно необходимы не только представителям творческих профессий, но и педагогам, журналистам, политикам и бизнесменам. Кроме того, в повседневной жизни развитый артистизм служит своеобразным защитным механизмом, позволяющим вовремя закрыться от психологического давления. Именно поэтому даже если ребенок не свяжет свою жизнь с миром искусства, немного стать артистом ему не помешает.
Слагаемые актерского мастерства
Одного таланта без трудолюбия мало. Именно трудолюбие обеспечивает до 80% успеха. Если поставлена цель научить ребенка актерскому мастерству, то следует развивать следующие навыки:
- выразительность интонаций, технику речи, красноречие;
- пластичность и мимику, музыкальность, умение танцевать и пользоваться жестами;
- эмоциональную, двигательную и словесно-логическую память;
- воображение, способность к импровизации;
- культурный уровень;
- внимательность, сосредоточенность.
Залог успеха — терпение родителей, систематическое посещение мероприятий в сфере искусства и развивающие кружки и коллективы. Пока ребенок для кружков слишком мал, то основной упор должен быть сделан на культурные вылазки, детскую художественную литературу и домашний артистический ликбез. Главное в этих уроках научить чадо не бояться выступать перед публикой, избежав при этом развития королевских замашек.
Первые шаги в искусстве
Все малыши — непредсказуемые милашки, которые могут блеснуть на утреннике в детском саду с самой неожиданной стороны. Например, наотрез отказаться читать назубок выученное стихотворение.
Причина — пресловутый страх сцены, свойственный даже профессиональным артистам. Губы пересыхают, ладони потеют, коленки дрожат, сердце колотится, а желудок расстраивается. Однако если актер заставляет себя выйти к публике, то дети просто отстраняются от происходящего.
Способы, которые порой помогают избежать подобной «испуганной забастовки»:
- Внушить ребенку веру в себя. Убедить, что выступление — это развлечение, праздничная игра с большим количеством чужих дядь и теть. Объяснить малышу: если он что-то забудет, все равно папа и мама любят его гораздо больше соседского Стасика, который в прошлый раз рассказал стишок лучше.
- Не откладывать учебу слов и репетиции на последние 2–3 дня. Начинать лучше за неделю, но без излишней суматохи. В день, предшествующий выступлению, не следует резко менять распорядок и перенасыщать режим репетициями, так как для ребенка это стресс.
- Настроить малыша на некоторую расслабленность во время выступления, а не на позу стойкого оловянного солдатика.
- Укреплению уверенности ребенка в своих силах способствуют регулярные представления для семьи и близких друзей: пантомимы, сказки, чтение стихотворений в лицах. Постепенно аудиторию расширяют, зрителями становятся дальние родственники.
Двигаться дальше
При постановке домашних сценок можно использовать простейшие упражнения для развития мимики и техники речи.
Для развития мимики в игре «Зеркало» ребенок должен сначала определить эмоцию собеседника, а затем изобразить ее так, как представляет сам. Берут базовые эмоции: страх, радость, злость, насмешка, изумление. Улучшая дикцию маленького артиста, родители могут использовать специальные упражнения: скороговорки, гимнастику для языка и губ.
При некоторых театрах существуют специальные студии актерского мастерства для юных талантов от 4-х лет. Профессиональные педагоги и режиссеры учат понимать художественные произведения и проявлять свои лучшие качества без стеснений.
В танцевальном классе при студии малышам сначала преподают ритмику, после 5-ти лет вводят танцевальные элементы. Подобные студии способствуют гармоничному развитию ребенка.