Блог КукLab

Театр для юного зрителя

Главная цель спектакля для детей или подростков — помочь ребенку в познании окружающего мира. Показать, что такое хорошо и что такое плохо на примере сказочно-фольклорной стихии или вымышленной действительности. При этом детские постановки не только более красочны и зрелищны, но и включают диалоги со зрителем. Интерактивность зависит от возраста аудитории. Максимум выражения интерактив получил в бэби-театрах.

Театр для малышей


В конце прошлого века в театральной среде Италии произошла своего рода культурная революция: режиссер Роберто Фрабетти основал первый в мире бэби-театр (театр для малышей до трех лет). Режиссер уверяет, что маленькие зрители гораздо более восприимчивы, чем это принято считать.

Особенности театральных представлений в бэби-театрах:
  • Отсутствие четкой сюжетной линии. Главная задача — передача веселого и доброго настроения через музыку, запахи, визуальные образы, осязательные ощущения.
  • Высокая степень включения зрителя в происходящее действо. Дети пробуют мир «на вкус» порой в буквальном смысле слова, зачастую сидят на подушках и могут свободно перемещаться по залу.
  • Ограничение по времени. Продолжительность спектакля — 30-45 минут.

Новое направление театрального искусства за неполные 30 лет завоевало Европу, и теперь ребенок становится театралом чуть ли не с пеленок.

Бэби-театр в России


В России зачинателями бэби-театра стали Юрий и Ольга Устюговы — профессиональные режиссеры и художники. По выражению Юрия, «эстетическое переживание пишется на подкорку», обогащает мир малыша и помогает в развитии навыков общения, чувства ритма и мелкой моторики.

Первым проектом супругов стала постановка «Зима» — интерактивный кукольный спектакль об особенностях времени года. Куклы спокойно и мягко вовлекают в представление, что хорошо и для зрителей, которые чуть постарше.

Сцена из спектакля «Джу и лунный Дракон» театра «КукLab»


Эмоциональное вовлечение детей от 4 до 7 лет


Яркость и праздничность, непременная победа добра над злом и сопереживание главным героям — главные атрибуты спектакля. Детям нужны не намеки, а ясные ответы. Ожидание чуда и счастливого конца должны оправдываться. Именно поэтому сказка с элементами интерактива — основа репертуара для дошкольников как в классических постановках, так и в театре кукол.

Основные задачи сказочного жанра: преподать ребенку в доступной форме понятия добра и зла, научить сочувствию и народной мудрости. «Красная шапочка» и «Кот в сапогах», «Морозко» и «Конек-Горбунок», «Аленький цветочек» и «Василиса Премудрая» — все детские сказки вовлекают ребенка в игровую стихию, заставляют эмоционально включаться в события и осмысливать происходящее.

Полет фантазии дошкольников в большой степени зависит от выразительных средств и специальных эффектов. Используют не только световые технологии, туман, огонь, полет и мыльные пузыри, но и современные виртуальные декорации. Объекты трехмерной графики высокого разрешения проецируют на сцену, что хорошо подходит для представлений без выхода зрителей к актерам.

Поиск отклика в душах школьников и подростков


По мере взросления юных театралов интерактивная часть спектакля сводится к разговору с аудиторией. Цель вовлечения не побудить ребенка к действию, а заставить задуматься над какими-то этическими проблемами.

Главными в спектаклях становятся темы нравственности и любви, отношений с родителями. Школьники 8-17 лет хотят видеть на сцене героя, с которым можно себя ассоциировать: мыслящего и сомневающегося, ищущего свое место в жизни. Для этого фольклорный репертуар расширяется классикой и произведениями современных авторов: «Отцы и дети» и «Том Сойер», «Белый пароход» и «Принц и нищий».

Детские спектакли воспитывают юного зрителя не только нравственно, но и эстетически. Готовят к восприятию достижений мировой культуры и способствуют развитию творческих способностей.
Театр для детей